ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Какой он, современный мир, по мнению автора? О коллизиях и безумии охватившем все человечество и многом другом, что приближает цивилизацию к самоуничтожению вы узнаете из сочинений различных жанров представленных автором на этом сайте. Возможно сайт инакомыслия найдет своего читателя и будет интересен многим нестандартно мыслящим людям.

Монументальная скульптура|Памятник С.М.Кирову

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА С.М.КИРОВУ В ЛЕНИНГРАДЕ.

 Памятник С.М.КировуС.М.Киров не был ленинградцем, в город определила его жить и работать партийная карьера, с1926 по 1934 год он секретарь Ленинградского губернского комитета (обкома) и горкома партии и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б), кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б). Партия послала его разобраться с зиновьевской оппозицией и он успешно справился с этой задачей, как уже справлялся с подобными задачами и раньше. Его наверно надолго  запомнили в Астрахани, где он  подавил мятеж, а по существу восстание рабочих и красноармейцев, подыхавших с голода. Там же он отличился и гонениями на церковь. 24 мая 1919 года расстрелян крестный ход в прославление святого Иосифа астраханского. В мае-июне 1919 года Киров санкционирует арест и расстрел митрополита  Астраханского Митрофана  и епископа Леонтия.

В Ленинграде, где он тоже восстанавливал справедливость, очищал от вредной идеологии Зиновьева партийную организацию города, но уже не свирепствовал, с партийцами оппозиционерами обходился мягче, не расстреливал  идеологических противников, просто отправлял их  на перевоспитание в ГУЛАГ.

В этих вождях революции выпестованных Октябрьской революцией и получивших своё воспитание, а часто и образование в буче послереволюционных сражений на многочисленных партийных конференциях, съездах партии; формировавших собственное видение задач по построению нового социалистического общества и методы  своей практической деятельности, которая у многих из них отличалась чрезвычайной подвижностью, они часто путешествовали благодаря новым назначениям по всей России, сочетались:  жестокость и терпимость. Перемещаясь в должностях, партия затыкала ими, надежными ленинцами, «узкие» места на периферии, где могла потерять власть, где ещё до конца не верили, что возврата к прошлому нет и власть комиссаров надолго, мера применения  красного террора, часто зависела от человека, у которого в руках вдруг оказалась огромная власть над людьми. Киров был одним из немногочисленных коммунистических лидеров, кто сохранил человечность и не все, кто сомневался в решениях партии, были для него врагами, многих он сумел переубедить словом. Он был оратор от Бога, и умел убеждать. Этим своим талантом он сыскал огромную популярность у питерского пролетариата. Он действовал кнутом и пряником и народ, привыкший к беспрекословному повиновению власти, это оценил.

Киров любил книгу, у него в квартире, на Каменноостровском проспекте, он жил в доме Бенуа, была собрана огромная библиотека, он стремился к знаниям, но занятость мешала всерьез заняться самообразованием. Он, наверно, не читал Макиавелли, но действовал интуитивно правильно, так  как советовал этот мыслитель средневековья, который много занимался проблемами государства и его управления. «Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо — порядок и стабильность, государь не должен бояться прослыть жестоким. Для острастки  лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются  всё-таки отдельных лиц, а беспорядки — бедствие для многих».

С.М Киров много сделал для развития промышленности Ленинграда и Северо-Западного округа. Он был очень популярен, пользовался огромной поддержкой среди народа, и  в плане партийной карьеры, у него были все данные  быть не только народным трибуном, но стать и лидером государства. У Кирова была харизма, это был ярко выраженный пассионарий. Несомненно, Сталин, создавший к этому времени собственный культ личности не мог не считаться с этой угрозой своему самовластию.

И вот вечером 1 декабря 1934 года, в Смольном, где располагался Ленинградский горком и обком ВКП(б), С. М. Кирова убивает из пистолета человек находящий в состоянии аффекта, некто Леонид Николаев.  Человек странный, возможно, психически нездоровый, хорошо знакомый  ОГПУ, бывавший в этой организации не раз  и не только по своей воле. Однако его всегда отпускали, что в этой организации практиковалось не часто. Есть несколько версий  убийства С.М.Кирова. Личные мотивы убийцы, террористическая акция,  и устранение Кирова, как потенциального соперника в борьбе за власть со Сталиным.

После убийства Кирова, партия, выполняя волю трудящихся Ленинграда, приняла решение поставить в  городе на Неве, где, «каждый камень «Мироныча» знает», памятник С.М.Кирову. Был проведен конкурс, на котором победил проект уже достаточно известного скульптора Томского Н.В и архитектора  Н.А. Троцкого
В 1928-30 годах Томский создает бюсты А.М.Горького, А.В.Луначарского, К.Е.Ворошилова. Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст К.Маркса.
Так  получилось, что памятник Кирову, поручили создать «Звездной паре», самым талантливым в стране людям в области искусства монументальной скульптуры и архитектуры того времени.

В 30-е годы Ной Троцкий создал почти все  самые известные здания Ленинграда того времени. Это Василеостровский дворец культуры, Мясокомбинат, административное здание ОГПУ, прозванное ленинградцами «Большим Домом», а так же Кировский райсовет. У него было еще множество  проектов, среди них поражающие своей оригинальностью и масштабами  почти фантастические проекты.

В Ленинграде должна была появиться гигантская статуя Ленина, которую Ной Троцкий спроектировал в 1936 году. Стометровое изображение вождя собирались  установить в порту, чтобы, подобно нью-йоркской статуе Свободы, Ленин встречал корабли, прибывающие в город пролетарской революции. Однако, этот проект не был осуществлен.

Ною Троцкому, было поручено создание  архитектурной части памятника Кирову.
По периметру постамента памятника расположены четыре бронзовых барельефа, посвященных темам счастливого детства, труда советских людей и гражданской войны. На лицевом барельефе — доска с цитатой из речи Кирова на общегородском собрании. Тогда он сказал: «Товарищи, много веков тому назад великий математик мечтал найти точку опоры, для того чтобы опираясь на неё, повернуть земной шар. Прошли века, и эта опора не только найдена, она создана нашими руками. Не пройдёт много лет, как мы с Вами, опираясь на завоевания социализма в нашей Советской стране, оба земных полушария повернём на путь коммунизма».

Мне кажется, слова Кирова,  о точке опоры, опираясь на которую коммунисты собирались повернуть оба земных полушария к коммунизму, можно в переносном смысле отнести к  памятнику Кирову, созданному талантливыми людьми. Благодаря их усилиям, их вдохновенному творчеству, памятник, поставленный в этом месте бывшей петербургской окраины, стал точкой опоры для последующих архитектурных дерзаний Ноя Троцкого, а позже архитектора  В. Каменского. На том месте, где был пустырь, с появлением здания Кировского райисполкома, архитектор Н.Троцкий, и дома для рабочих, архитектор В.Каменский и других зданий сформировалась площадь им. Кирова. Нарвская застава, была практически окраиной города. Само здание Кировского райисполкома представляет собой шедевр конструктивизма, но об этом в другой раз.

Памятник Кирову был открыт в 1938 году. Киров очень похож на себя. Н.Томский был знаком с Кировым. При жизни лидера ленинградских коммунистов, после беседы с ним, Киров произвел огромное впечатление на молодого скульптора, он был пленен  пламенным трибуном революции, его образ настоящего, большого, славного человека и коммуниста  поразил его творческое воображение.  Томскому захотелось запечатлеть в скульптурном облике все черты замечательного человека эпохи созидания, в которой он жил сам.  Сначала он лепил его в пластилине и добился большого сходства и только после этого перешел на другой материал. Но ему было не суждено работать с живым Кировым. Памятник Кирову скульптор создавал после его смерти. Ему хотелось в монументальной фигуре преждевременно ушедшего  человека, пламенного трибуна и вождя, передать потомкам свидетелей и участников революции всю энергию и значительность одного из вождей пролетариата. И ему это удалось. Н.Троцкий тоже блестяще справился со своей задачей. Архитектура монумента прекрасно дополняет его скульптурную часть.
Фигура Кирова установлена на гранитном постаменте. На темно-зеленом полированном граните постамента расположены барельефы. Вокруг разбит сквер, а к памятнику ведут гранитные ступени. Высота фигуры —7,7 метра; высота постамента —7,8 метра

Comments are currently closed.