ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Какой он, современный мир, по мнению автора? О коллизиях и безумии охватившем все человечество и многом другом, что приближает цивилизацию к самоуничтожению вы узнаете из сочинений различных жанров представленных автором на этом сайте. Возможно сайт инакомыслия найдет своего читателя и будет интересен многим нестандартно мыслящим людям.

Скульптура в Санкт-Петербурге

«МОНУМЕНТ ГЕРОИЧЕСКОМУ КОМСОМОЛУ».

Монумент Героическому комсомолуПриближается очередная годовщина  рожденной когда-то в огне революции молодежной коммунистической организации. День рождения коммунистического Союза молодежи 29 октября 1918 года. Конечно, Всесоюзная коммунистическая  организация молодежи создавалась, чтобы  стать надежным резервом  КПСС. Так поступают, все правящие партии, если думают о преемственности  политического курса, и существования  в будущем государства по модели, созданной руками первопроходцев.  Комсомол, как надежный резерв партии, прошедший вместе со страной через горнило всех испытай доставшихся стране, всегда был первым, кого посылала в сражения отстаивать новый строй, защищать  страну партия. Был первым, кто  поднимал «громадье» её планов, строил страну, был первым во всех начинаниях партии по перестройке и подъему народного хозяйства. Все поколения советских людей прошли через комсомол. К сожалению, партия перестала быть сплачивающей, объединяющей силой, превратилась в организацию коньюктурщиков, комсомол перенял все  привычки старших товарищей, своих  идеологических наставников и превратился в формальную организацию, на самом деле безыдейных  людей, плывущих без руля и ветрил по течению  реки, имя которой история. Она смыла  в историческое небытие их всех и партию и комсомол.  Сегодня о комсомоле не вспоминают даже в дни рождения этой организации. Её дела, комсомол был награжден пятью орденами Ленина, высшей государственной наградой советского времени, забыты. Опыт воспитания и закалки  молодых людей,  в организации с идейными принципами,  воспитания трудом  в студенческих трудовых отрядах, много другого хорошего того, что никак  не соотносилось с коммунистическим фанатизмом,  осталось в прошлом, забыто. Коммунистическую идеологию заменили религией и пытаются вернуть в лоно церкви, людей бесбашенных, воспитанных в идеологическом вакууме,  во многом экстремистов,  не признающих ни авторитетов, ни власти. Анархистами их тоже назвать нельзя. Это племя людей взращенных в свободе, которую они понимают как вседозволенность, их единственный идеал, к которому они стремятся, «богатство и ещё раз богатство», добытое ими совершенно безразлично каким путем. Их будущее безрадостно оно принесет заботы, с которыми им никогда не знавшим, что такое труд, что такое вдохновение от созидательного труда,  будет не справиться и все они станут могильщиками своей страны, закончат её развал и  возможно будут свидетелями исчезновения России, как государства, с политической карты мира.

Я недавно искал необходимый мне материал в Википедии  и случайно наткнулся на страницу с великолепной фотографией в цвете, на ней был изображен  «Монумент героическому комсомолу». Кроме самой фотографии была одинокая ссылка  на фотографию, сообщавшая  об авторах этой  монументальной скульптуры. Всего одна строчка. Я стал искать, хоть какую-то литературу об этой мало известной петербуржцам скульптуре. Многие  даже не знают о её существовании, не знают, где она находится в городе. Меня же задело такое беспамятство, оттого, что когда-то, уже совсем давно, «ах, как годы летят», почему-то  вспомнились мне  слова известной когда-то популярной песни, я был в какой-то мере причастен к проекту, связанному с появлением в нашем городе фигуры молодогвардейца с поднятой рукой, символизирующего порыв и устремленность вперед, поднявшегося навстречу своей судьбе и увлекающего за собой других молодогвардейцев, возможно не столь смелых и уверенных в победе.

Когда монумент создавался, и когда его открывали, было много информации в СМИ, но это было давно. Неужели ничего не осталось? Поиск в интернете мало что дал, была одна зацепка, но она прямого отношения,  ни к истории города, ни к городской скульптуре не имела. Вызывало уважение отношение к истории города агентства недвижимости «GradPetra.Info — История недвижимости Санкт-Петербурга». Портал устроен так, что покупая квартиру, дом, в общем, любую недвижимость в пределах города, можно было получить и сведения исторического характера о месте куда кто-то из клиентов агенства  собирался переезжать. Вот уж не думал, что и памятникам архитектуры у риэлторов найдется место. Нашлось. Правда, о Монументе героическому комсомолу, если переводить слова в знаки, было написано почти  как в Твиттере, немного больше. Уж очень скромно. Поэтому я взялся за эту статью, и решил, немного расширить знания всех интересующихся историей города, рассказать о малоизвестной странице его прошлого, связанной с открытием «Монумента  героическому комсомолу».

Конечно, среди шедевров монументальной скульптуры города  он как-то затерялся, туристов к нему не возят, далеко не в каждом путеводителе по Санкт-Петербургу упоминается этот монумент. Вот и Википедия  сочла, что достаточно будет одной ссылки, где уложится вся история этого интересного, я бы сказал уникального памятника  монументальной скульптуры, учитывая историю создания этого памятника, и места в городе, которое он сохранил за собой. Ведь многие подобные  памятники советской эпохи: вождям пролетариата, пионерам-героям  и безымянным  героям, гражданской и отечественной войны, героям  символизирующим успехи строя развитого социализма, были утрачены. Одни лишились своих привычных пьедесталов и места где были установлены и оказались в музее городской скульптуры. Участь других была определена вандалами. Незаметные бронзовые изваяния и другие произведения искусства, создающие исторический фон города,  вписавшиеся в его облик, по существу, музейные экспонаты музея городской скульптуры под открытым небом, оказались в пунктах приема лома из цветных металлов.

Зато появились новые бронзовые изваяния каких-то уродцев, которые хорошо бы смотрелись в скверах сумасшедших домов, ибо таким видит окружающий мир измененное сознание. Но их почему-то устанавливали в наиболее чтимых горожанами местах. Наверно оттого, что уродами Шемякин, вкупе с другими своими творениями, изображал деятелей прошлого России и чаще всего поэтому доставалось Петру I.  Видимо, только таким  представлялся творческому воображению этого явно свихнувшегося человека и неординарного скульптора, гигант  эпохи великих реформ. Новой власти пришлось по душе творчество кумира эстетствующей публики, в прошлом пьяницы и дебошира. Среди почитателей  таланта Шемякина,  к несчастью для города, оказался его мэр А.Собчак. Он дал зеленый свет, вроде того, что дал Лужков скульптору Церетелли, испачкать город говном невменяемого  скульптора.
«Монумент героическому  комсомолу» был установлен к 50-летию ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический Союз молодежи) уже сегодня  много молодежи, которая не знает, что означает эта аббревиатура или как теперь говорят, «слоган». Эта была всесоюзная молодежная организация.  Партия всегда рассчитывала на комсомол как на свой резерв и крепко держала его в узде коммунистической идеологии. Но молодость это молодость со всем присущим  этому возрастному периоду жизни человека максимализмом, поэтому  молодёжь и без шор  идеологии всегда  нацелена  на светлое будущее. Законам природы комиссары не нужны. Саморазвитие, карьеризм, никто не отменял этих понятий. Даже без установок своих  гуру  молодёжь всегда мотор движения страны вперед. Поэтому так много славных дел на счету советской молодежи. Все великие стройки коммунизма  построены их руками.
«Монумент героическому комсомолу» в какой-то мере дань, партии, государства молодости людей, которые посвятили лучшую часть своей жизни стране иногда в ущерб личным планам и амбициям, они остались нереализованными, а молодость превратилась в зрелость, потом в старость, которую они встретили в нищете. Ну, это другая история.

Часть II

Решение  о проведении конкурса  принято задолго до празднования 50-летия комсомола.
Победителями стали: Авторы монумента — скульпторы В. И. Гордон, В. Г. Тимошенко, художник О. И. Кузнецов, архитекторы Б. Б. Фабрицкий и И. Шмелев.
К юбилею ВЛКСМ была утверждена премия Ленинградской комсомольской организации, и они попали в круг претендентов на неё. Первыми лауреатами премии кроме них стали:  Эдита Пьеха, Александр Колкер, и тогда очень популярная актриса, Людмила Чурсина, играющая главную роль в фильме «Колдунья» по одноименному рассказу Куприна.
Монумент в полный рост лепили в танковом цеху Кировского завода, а затем отлили в бронзе на заводе «Монументскульптура». С самого начала, с момента его воплощения монумента в натуральную величину, с ним начали происходить какие-то недоразумения. То рука оказывалась короче, то нога. Помочь молодым творцам, авторам монумента, обком партии, попросил самого прославленного скульптора страны, Михаила Константиновича Аникушина. Авторское самолюбие молодых ваятелей болезненно отнеслось к предложению о помощи. Аникушин всё же приехал. Влез на леса, возведенные вокруг монумента, поколдовал возле лица незадавшейся скульптуры. Стоящим рядом даже показалось, что он ласково взял за нос, проказника комсомольца, но сразу же  отпустил его, чувствуя  грозовую атмосферу, сгущающуюся вокруг него. Высокая энергия творчества молодых ваятелей, как грозовой разряд, пугала его. Любое прикосновение известного скульптора к их детищу, казалось, могло стоить жизни, грозило убить его. Он чувствовал себя на лесах неуверенно. «Чёрт с ними, — подумал Аникушин, — боятся его критики. Скинут ещё». Потоптался на площадке лесов, где как перед бурей, царило затишье, и полез вниз.
Скульптура должна была стоять на Комсомольской площади, в Автово, но главный архитектор города, В.Каменский, отстоял площадь, которую сам проектировал и осуществлял за ней авторский надзор, не дал поставить хромого Шурика там. Так народ стал ласково обзывать «Монумент Героическому комсомолу». Жалко было молодого  парнишку в будёновке, с высоко поднятой рукой. Место для установки монумента нашли в детском скверике, на пересечении двух улиц, рядом с Комсомольской площадью. Казалось, что парнишка в будёновке стоит здесь и указывает на гастроном напротив скверика и даёт команду: — «Стой! Гастроном рядом», —  рабочим заводов им. Кирова и им. Жданова. Эти два предприятия расположились по соседству, недалеко от скверика.
Где не досмотрели и сделали комсомольца калекой, было не ясно. Когда отлитого в бронзе Шурика привезли в сквер для установки его на постамент, огромный из розового гранита камень, монолит из карьера под Выборгом, ровно стоять Шурик не хотел: заваливался на бок. Оказался хромой. Делать было нечего. Под хромую ногу ему подложили  деревянную подошву и покрасили её в цвет бронзы. Делалось всё в спешке. Времени, чтобы отлить опору под хромую ногу из бронзы или другого металла не было. Днём рождения комсомола считается 29 октября 1919 года. Установили монумент, уже в день праздника, работали всю ночь, и за несколько часов до его открытия, уже утром, закончили все работы. Заменили потом подошву на что-либо более прочное или нет? На фотографии деревянной подошвы не видно. Кстати, по размерам камень под Шуриком больше, камня «Гром» под Петром I.
Однако невезенье преследовало Шурика буквально по пятам. Когда  камень обрабатывали, он треснул. Его склеили эпоксидной смолой; так и привезли на место установки. Пьедестал для скульптуры установили на земляном холме. Такого решения проектом не предусматривалось. Вообще роль архитекторов должна была быть весьма значительной. По аналогии с Трептов-парком в Берлине скульптура  должна была стоять на  гранитной площадке. Земляной холм служил её основанием. Вокруг холма с четырех сторон предусматривалось устройство гранитной лестницы. Эта часть проекта так и осталась не выполненной. Есть гранитная лестница с одной стороны холма.  Не выполнены и другие работы по  установке памятных стел, на которых должна была отражаться история комсомола. В основание памятника заложена капсула с письмом к комсомольцам 2018 года. Высота памятника-12,5 метра.

КОНЕЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *